Социальные и технические аспекты социальных норм

Статья опубликована в журнале "Энергорынок" (Москва) 2014 г. № 1 (116)

Авторы:

Сердюкова Надежда Викторовна — аналитик консалтингового агентства «EnergoKB Group»;

Фомин Игорь Николаевич — генеральный директор консалтингового агентства «EnergoKB Group».
 


 

В 2014 году в России планируется повсеместно осуществлять расчёты за электроэнергию, потребляемую населением, с учётом «социальных норм». Согласно Постановлению правительства  № 1650р от 10 сентября 2012 г. «Об утверждении комплекса мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг в Российской Федерации», предусматривается введение в России социальных нормативов потребления энергоресурсов для населения. Введение таких форм расчётов безусловно оправдано с точки зрения энергоэффективности, но переход на них связан с набором задач социально-технического плана, которые нужно решать по мере ввода новых форм расчётов за энергопотребление. В настоящей статье изложены некоторые проблемы социального и технического характера по учёту социальных норм в электроснабжении, с которыми неизбежно столкнутся энергосбытовые организации, и подходы к их решению.

 

Распоряжение Правительства РФ № 1650-р определило комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг, а Постановление Правительства РФ № 614 от 22.07.2013 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности)…» дало конкретные законодательные ориентиры в плане применения этих требований в электроэнергетике. Согласно этого Постановления, расчеты населения за коммунальную услугу по электроснабжению (за электрическую энергию (мощность) - для категорий потребителей, приравненных к населению) с применением социальной нормы осуществляются в некоторых субъектах Российской Федерации, определённых соответствующим приложением к Постановлению, а с 1 июля 2014 г. в остальных субъектах РФ. На начало 2014 года можно провести некоторый итог проводимого эксперимента и обозначить ряд проблем, с которыми столкнулась отрасль.

 

Социальная сторона вопроса

Социальная норма энергопотребления – это законодательно определённый объём потреблённой электрической энергии, цена на которую ниже, чем на объём превышающий социальную норму в расчётном периоде (месяц). Социальная норма должна определятся в расчёте на одно домовладение или на одного человека и подразумевает наличие двух соответствующих тарифов на электроэнергию.

Известно, что в России тарифы на коммунальные услуги установлены с учетом перекрестного субсидирования. Перекрестное субсидирование - это схема уменьшения тарифов на электроэнергию для одной группы потребителей (население и к нему приравненные) за счет повышения для другой (промышленность и бизнес). Перекрёстное субсидирование пагубно влияет на либерализацию энергорынка и ухудшает инвестиционный климат. Предполагается, что введение социальной нормы должно частично снизить величину перекрестного субсидирования и уменьшить нагрузку оплаты коммунальных ресурсов для бизнеса. Ещё в 1997 г. было принято Постановление Правительства  № 389 "О поэтапном прекращении перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий" и были произведены попытки нормирования потребления электроэнергии населением. Промежуточные результаты этого эксперимента комментировались в «ЭР» в [1]. Согласно тем аналитическим выводам, практика использования некоторыми регионами социальной нормы потребления показала, что ещё тогда, понятие «социальная норма» трактовалось как «норматив потребления». ТВ девяностых годах такого рода меры регулирования энергопотребления применялись к некоторым социально незащищённым слоям населения и устанавливались в разбросе от 35 кВт*ч в Свердловской до 350 кВт*ч в Тверской области, а в некоторых регионах различные поправки и допущения делали применения социальных норм вовсе бессмысленным. Это позволило сделать вывод о том, что на федеральном уровне следует упорядочить нормативную базу применения социальной нормы, четко отделив ее от норматива потребления.

 

Несомненно, введение социальной нормы позволит стимулировать эффективное потребление электроэнергии гражданами и установку индивидуальных приборов учета, станет проще контролировать свои затраты [2], но по мнению социологов, для того, что бы этот шаг был эффектным, необходимо чтобы не менее 70% жителей могли относительно без труда укладываться в эту социальную норму. Это позволит большинству жителей сформировать положительное отношение к нововведению и понимать его как «социальная норма», а не как «норматив потребления» или «лимит потребления электроэнергии». В последствии это может дать возможность поэтапно отказываться от перекрёстного субсидирования, когда станет явным эффект энергосбережения. В настоящей же момент перекрестное субсидирование не обеспечивает социальной справедливости, поскольку фактически размер субсидии прямо пропорционален потреблению электроэнергии. То есть наиболее обеспеченное домохозяйство получает значительно больший объем социальной помощи, чем домохозяйство с меньшим уровнем дохода [3].

 

Изменение цены в зависимости от объёма потребления применяется и за рубежом с той лишь разницей, что этот механизм там носит не социальный, а чисто экономический характер. Его основное назначение заключается в поощрении энергосбережения или, наоборот, стимулировании потребления электроэнергии с обязательным покрытием всех затрат энергетических компаний. Механизм социальной нормы потребления электроэнергии, принятый в нашей стране, сочетает в себе экономические цели (снижение перекрестного субсидирования и развитие энергосбережения) с социальной направленностью (гарантировать определенный объем электроэнергии по льготной цене в целях защиты малообеспеченных категорий населения) [4]. Правительство гарантирует, что при определении методики расчета социальной нормы будет сохранено 100-процентное субсидирование малоимущих и социально незащищенных категорий потребителей, в то время как для высокообеспеченных домохозяйств с высоким уровнем потребления электроэнергии ее стоимость постепенно будет доведена до экономически обоснованного уровня [3].

 

Мгновенный ввод нововведений обнажит ряд проблем социального характера. Потребление сверх социальных норм должно оказать влияние на оптовый рынок электроэнергии и на балансирующий рынок, что ещё пока не оценивалось экспертами. В домохозяйствах с большим количеством прописанных, но не проживающих, жители будут платить всегда по пониженному тарифу, в домохозяйствах, где количество проживающих больше количества прописанных, жильцы всегда будут ущемлены в праве на пользование дешевой социальной нормой, а при временной регистрации люди либо будут пользоваться социальной нормой в двух местах (по месту постоянной и временной прописки), либо будет угроза потери права на соцнорму. Кроме того, не определён механизм определения норм потребления так называемых «приравненных к населению» категорий потребителей и остаётся ещё множество других проблем, требующих юридического и технического подхода к их решению.

 

Применение социальных норм потребует от энергосбытовых организаций проведение ряда административных и технических мероприятий по дополнительному учёту различных массивов информации, их актуализации и принятию мер по противодействию вновь образованным издержкам деятельности. При неналаженном автоматизированном сборе показаний, потребителям будет выгодно до последнего оттягивать с оплатой по показаниям счетчика, или переносить платежи с зимы на лето, когда уровень энергопотребления ниже.

 

Ещё одна проблема – это безучётное и бездоговорное потребление электроэнергии, часто бытующее в бытовом секторе. В коммунальном секторе высокий уровень бездоговорнго и безучётного потребления. Бездоговорное и безучётное потребление имеет различную природу с юридической точки зрения и различных субъектов энергетического рынка и ответственных за регистрацию фактов такого рода энергопотребления [5].  При сверхлимитном энергопотреблении коммунального сектора может потребоваться дополнительные регуляторы в технологическом взаимодействии электросетей и энергосбытов.

 

Техническая сторона вопроса

В связи с переходом на электроснабжение населения с применением социальных норм, энергосбытовым компаниям предстоит изменить алгоритмы программного обеспечения, осуществляющего биллинг электроэнергии, потребляемой населением. В этих программных комплексах должна быть возможность устанавливать некую величину потребления коммунального ресурса из расчета на одного человека, зарегистрированного в жилом помещении. При этом, в это программное обеспечение должна быть добавлена возможность установки двух тарифов на коммунальный ресурс, а также возможность определения социальных норм для объемов потребления электрической энергии на общедомовые нужды и на индивидуальные нужды. Кроме того, в соответствии с Положением № 614, информацию о социальных нормах необходимо регистрировать в разрезах регионов, для «категорий потребителей», и для «групп домохозяйств». Если понятие «категории потребителей» давно используется в отрасли и применяется в биллинговых автоматизированных системах, то термин «группа домохозяйств» является новым и может принимать одно из следующих значений:

I.            группа домохозяйств - с одним лицом, зарегистрированным в жилом помещении в установленном порядке;

II.            группа домохозяйств - с двумя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;

III.            группа домохозяйств - с тремя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;

IV.            группа домохозяйств - с четырьмя лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;

V.            группа домохозяйств - с пятью и более лицами, зарегистрированными в жилом помещении в установленном порядке по месту жительства;

VI.            группа домохозяйств (в расчете на одного проживающего), к которой относятся граждане, проживающие в жилых помещениях специализированного жилищного фонда, в случаях, когда они не объединены совместным ведением хозяйства;

 

Социальная норма в этих условиях становится разрезом аналитического учёта с набором своих субконто с различными единицами измерения расчётного показателя (кВт·ч в месяц на одно домохозяйство или кВт·ч в месяц на одного человека). Величина объемов потребленного в пределах соцнорм и сверх соцнорм рассчитывается в зависимости от единиц измерения, в которых определяется данная социальная норма.

 

В случае отсутствия прибора учета при расчете объема, потребленный в пределах  социальной нормы, согласно Приложению 5 Положения № 614, энергопотребление определяется как произведение социальной нормы для этого домохозяйства на некий коэффициент. При этом в биллинговых системах должен появиться признак, определяющий возможность расчета по нормативу с использованием тарифа в пределах социальной нормы (на практике, в этом случае потребителем должен предоставляться акт обследования, подтверждающий отсутствие технической возможности установки прибора учета).

В новых условиях энергосбытовые компании будут обязаны вести учёт в биллинговых базах данных точек учета лицевых счетов домохозяйств, которые, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, отнесены к аварийному или ветхому жилому фонду для определения им соответствующих повышающих коэффициентов социальных норм.

 

Ещё одна техническая задача для автоматизированного расчёта энергопотребления с применением соцнорм – учёт энергопотребления при многозонном тарифе. Социальная норма для  каждой зоны  суток должна определяться расчетным путем пропорционально объемам потребления в жилом помещении в соответствующие периоды суток по вновь встроенному в биллинговую систему алгоритму.

Следующая техническая задача – это расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды с учетом социальных норм. Размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в пределах социальной нормы, определяется многоступенчатыми алгоритмами, обрабатывающими предварительно собранные данные о части объема потребления электрической энергии на общедомовые нужды в многоквартирном доме, приходящаяся на данное жилое помещение, и обрабатывая данные об общем объёме потребления в многоквартирном доме.

 

Перечисленные технические задачи требуют изменения расчётной модели измерения реализуемой электроэнергии в автоматизированных биллинговых системах. Расчётная модель измерений электроэнергии – это модель, описывающая (или отражающая в информационной системе) правила и методы обработки информации об объёмах ценах и стоимости закупаемой и реализуемой электроэнергии. Задачей расчётной модели измерений является формирование корректных расчётных показателей [6]. Все вышеописанные задачи технической стороны вопроса перехода на расчёты с учётом социальных норм потребуют не только изменения расчётных моделей в информационных системах, но и изменения порядка сбора, хранения и регистрации информации в вышеописанных разрезах и субконто, а также обкатки новых норм не только в новых социальных, но и в новых технических условиях.

 

Описанные социальная и техническая сторона вопроса нововведений смыкаются в форме квитанций, которые энергосбытовые организации должны рассылать населению. Чётко сформированная расчётная модель в информационной системе позволит предельно ясно представить информацию о начислениях за потребление в разные зоны суток, с учётом общедомового потребления и потребления мест общего пользования, а также с указанием объёмов в норме и сверх нормы социального потребления, что позволит сгладить социальную остроту проблемы.

 

Используемая литература

  1. 1. Жолнерчик С.С. О практике применения социальной нормы потребления электроэнергии населением в России, //«ЭнергоРынок» 2007 г., № 8;
  2. 2. Селляхова О. В. Социалка на электрофронте. Норма потребления электроэнергии: мировой опыт и российские особенности, [Электронный ресурс] // «Независимая газета» [15.10.2013]. режим доступа: http://www.ng.ru/ng_energiya/2013-10-15/14_social.html;
  3. 3. Стратегия развития электросетевого комплекса Российской Федерации // Распоряжение Правительства РФ № 511-р от 3 апреля 2013 г.;
  4. 4. Жолнерчик С.С. Социальные нормы потребления: минус перекрестное субсидирование, плюс энергосбережение,// «ЭнергоРынок» 2012 г., № 7;
  5. 5. Фомин И. Н. Расчет объемов безучетного потребления в автоматизированных биллинговых системах // «Энергорынок»  2013 г. № 1;
  6. 6. Фомин И. Н. Автоматизированное распределение информации о потерях как метод совершенствования систем учёта электрической энергии договорными отношениями // «Энергетик» 2013 г. № 8.
Компания "ОргЦентр"© 2009-2017г. Все права защищены
Копирование материалов сайта возможно только с ссылкой на источник
Энергосбытам Электросетям Генераторам Потребителям
Консалтинговое агентство "EnergoKB Group"

Яндекс.Метрика